Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал – низкий уровень
АНКЕТА
"Отношение учителей к инновациям"
1. Каковы основные мотивы, побуждающие Вас применять новшества?
а) стремление стимулировать учеников к большей активности в учебно-воспитательном процессе;
б) утверждение новаторства в школе;
в) удовлетворение требований общества;
г) убежденность в том, что это повысит эффективность работы;
д) применяют другие, попробую и я.
2. Достигаются ли лучшие результаты работы при использовании новшеств по сравнению с предыдущими?
а) достигнуты лучшие результаты;
б) полученные результаты идентичны прежним;
в) полученные результаты хуже предыдущих;
г) неизвестно.
3. Получили ли Вы в связи с применением новшеств общественное признание ?
а) да;
б) нет;
в) не только не получил(а) , но и потерял(а) в глазах других учителей.
4. Когда Вы начинали применять новшество, знали ли Вы его преимущества?
а) да;
б) нет.
5. Какие препятствия и трудности Вы испытываете при внедрении новшеств?
а) отсутствие благоприятных материальных условий;
б) несвоевременная и неполная информация;
в) отсутствие помощи;
г) отсутствие достаточного времени;
д) неблагоприятный психологический микроклимат в коллективе;
е) другие.
6. Насколько Вы чувствуете себя подготовленными к практическому применению инноваций? а) полностью готов;
б) достаточно подготовлен;
в) частично готов;
г) не готов.
7. Каким образом Вы готовились к практическому использованию новшеств?
а) через организованные формы (семинары, совещания и др.);вне школы;
б) через курсы повышения квалификации
в) через организацию методической работы в школе
г) через самообразование;
д) через консультации со специалистами;
8. Какая роль методической службы в создании благоприятных условий для внедрения и реализации инноваций?
а) очень большая;
б) большая;
в) удовлетворительная;
г) неудовлетворительная.
9. Кто является инициатором нововведений в вашей школе?
а) вышестоящие учреждения образования;
б) администрация школы;
в) профессиональные объединения учителей;
г) отдельные учителя;
д) учащиеся;
е) родители.
10. Как Вы оцениваете материальные условия в вашей школе для введения инноваций? а) очень хорошие;
б) хорошие;
в) удовлетворительные;
г) неудовлетворительные.
11. Какие меры предпринимает руководство школы к созданию благоприятных условий для внедрения инноваций?
а) очень хорошие;
б) достаточные;
в) удовлетворительные;
г) неудовлетворительные.
12. Насколько Вы убеждены в оправданности введения новшеств в вашей школе?
а) глубоко убежден;
б) убежден в некоторой степени;
в) вообще не убежден.
13. Имеет ли школа специальную программу внедрения инноваций в учебно-воспитательный
процесс?
а) да, имеет;
б) не имеет;
в) не знаю.
14. Готовились ли педагоги специально к внедрению инноваций?
а) да;
б) нет.
15. Проводится ли в вашей школе экспериментальная проверка новшеств, применяемых в учебно-воспитательном процессе?
а)проверка проводилась вышестоящими органами образования;
б)проверка проводилась администрацией школы;
в)проверка проводилась лично мною;
г)проверка не проводилась.
16. Подтвердила ли экспериментальная проверка эффективность инноваций?
а) да, полностью подтвердила;
б) частично подтвердила;
в) не подтвердила.
17. Считаете ли Вы, что новшества внедряются не для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а по другим причинам (ради моды, прикрытия плохой работы
и т. д.)?
а) таких случаев много;
б) такие случаи есть;
в) такие случаи редки;
г) таких случаев практически нет;
д) не думал об этом.
18. Насколько важно влияние материального стимулирования на освоение инноваций?
а) очень важно;
б) важно;
в) несущественно.