УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета
Протокол №2 от 24.12.2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Старайтесь показать детям привлекательность экспериментирования, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
2. Начинайте экспериментирование энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).
7. Опирайтесь на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия
8. Следите за тем, чтобы поставленная задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
9. В воспитательно-образовательном процессе больше внимания уделяйте развитию познавательного интереса к экспериментированию у дошкольников, обогащению их эмоционального и чувственного опыта различными знаниями о неживой природе.
10. Старайтесь организовывать разнообразную самостоятельную практическую деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к экспериментированию.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета
Протокол №2 от 24.12.2014
Схема анализа организации сна детей
- Создание в группе условий для спокойного сна детей (наличие отдельного помещения для сна – спальни, его оборудование, исключение раздражителей, мешающих сну)? Организация проветривания помещения.
- Настроение детей перед сном. Чем были заняты дети перед сном, как быстро уснули?
- Методика укладывания детей спать: постепенность укладывания и подъёма, формирование положительного отношения к режимным процессам.
- Индивидуальный подход к детям. Продуманность деятельности детей, которые проснулись первыми.
- Закаливание детей после сна.
- Руководство воспитателя организацией сна детей. Где находится воспитатель во время сна детей?
Схема анализа прогулки
- Анализ плана прогулки. Все ли компоненты прогулки запланированы (наблюдение, подвижная игра, труд детей, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей), соответствует ли они по содержанию данному возрасту детей, времени года, погодным условиям, учитывается ли в содержании предыдущая и последующая деятельность.
- Организация детей на прогулку. Одевание детей, выход на участок. Роль помощника воспитателя в подготовке к прогулке.
- Проведение наблюдения: хорошо ли выбран объект для наблюдения, какие вопросы задавались детям во время наблюдения, какие приёмы помогли воспитателю вызвать интерес у детей.
- Организация трудовой деятельности детей: очевидность общественной необходимости этого труда, желание выполнять трудовые поручения, содержание трудовых поручений, способ организации детей для выполнения труда, руководство со стороны воспитателя, наличие и достаточное количество орудий труда для организации трудовой деятельности детей.
- Методика проведения подвижной игры.
- Создание условий для возникновения самостоятельной игровой деятельности детей, использование выносного материала; роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей; активность детей (умеют ли дети самостоятельно выбрать себе игру, занятие), эмоциональное состояние, взаимоотношения детей.
- Организация индивидуальной работы с детьми: количество детей, виды их деятельности. Распределение внимания воспитателя на всех детей.
- Особенности окончания прогулки: организация и сбор детей, сбор материала, настроение, подготовка детей к последующей деятельности.
Планирование прогулки
В распорядке дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок – утреней и вечерней.
Задачами педагогической работы на прогулке являются:
- снять умственное напряжение после сосредоточенных занятий;
- создать у детей жизнерадостное настроение;
- организовать активную, содержательную и интересную для детей деятельность, в процессе которой воспитываются положительные навыки поведения, формируются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.
Планируя содержание воспитательной работы на прогулке, воспитатель продумывает следующие компоненты:
- Наблюдение явлений общественной жизни, за трудом взрослых или ознакомление с природой;
- Разнообразную самостоятельную деятельность детей. При этом воспитатель намечает условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей; приёмы обучения детей игровым действиям и воспитания коллективных взаимоотношений; вносимые в игру детей атрибуты, игрушки и пособия;
- Разнообразные по двигательной активности подвижные игры и спортивные упражнения;
- Физические упражнения; индивидуальную работу по развитию движений;
- Трудовую деятельность детей. При этом воспитатель указывает воспитательную и образовательную задачи; обучение детей практическим навыкам деятельности, последовательность выполняемой работы.
Требования к организации прогулки
- необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей;
- правильно распределить физическую нагрузку в течение всей прогулки;
- обеспечить соответствие содержания и последовательности видов деятельности на прогулке времени года, погоде, возрасту детей и характеру предшествующей деятельности на занятиях.
Схема анализа игровой деятельности
- Какие условия созданы для игр в данной возрастной группе (рациональность подбора игрового оборудования и его размещение)?
- В какие игры играли дети в данной возрастной группе в течение дня?
- Какие игры возникали по инициативе детей, какова их тематика и содержание?
- Каковы ведущие игровые интересы детей данной возрастной группы? Каковы основные направления содержания творческих игр детей в данной возрастной группе?
- Какое количество играющих подгрупп обнаружено в данной возрастной группе? В чём проявляются самостоятельность и самоорганизация детей данной возрастной группы в творческих играх?
- Каков уровень объединения детей (игра рядом, на основе использования общего материала, на основе интереса к содержанию игры, на основе личностных отношений)?
- Какова устойчивость объединения детей? Какое количество подгрупп совместно переходило от одной игры к другой? В чём проявлялось влияние играющей подгруппы на поведение отдельных детей в игре?
- Как планируется руководство играми? В чём своеобразие планирования руководства творческими играми детей? Соответствовали ли приёмы руководства игровой деятельностью возрастным особенностям детей и требованиям программы воспитания в детском саду?
- Какие воспитательно-образовательные задачи решал воспитатель в процессе организации и проведения игровой деятельности детей данной возрастной группы, соответствовали ли они задачам программы воспитания и обучения в детском саду?
- Какие задачи дальнейшей работы по организации и руководству игровой деятельности детей данной возрастной группы можно сформулировать на основе наблюдений?