УТВЕРЖДЕНО
Приказ
от 01.09.2014 № 205
Положение о Совете по профориентации
Бакштовского детского сада – средней школы
1. Председателем Совета школы является директор.
2. Практическое текущее руководство Советом осуществляет секретарь Совета.
3. Задача Совета по профориентации - систематическое педагогическое руководство процессом выбора учащимися профессии и подготовки их к труду, целенаправленная ориентация школьников на изучение профессий, формирование положительного отношения школьников к рабочим профессиям.
4. Совет проводит работу на основе руководящих документов отдела образования, спорта и туризма, а также на основе методических рекомендаций и предложений Республиканского центра профориентации молодежи.
5. Состав Совета:
- директор школы,
- заместитель директора по воспитательной работе,
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
- социальный педагог,
- педагог-психолог,
- библиотекарь,
- учитель трудового обучения,
- учитель, который проводит факультативные занятия «Мое профессиональное будущее»;
- классные руководители выпускных классов.
В работе Совета могут принимать участие председатель профсоюзного комитета, председатель родительского комитета, учителя начальных классов, учителя-предметники, руководитель кружка технического творчества и другие.
6. Совет назначается приказом по школе.
В конце учебного года на основе анализа выявленных интересов, склонностей выпускников, обсуждаются и утверждаются характеристики учащихся (по необходимости) для предъявления при поступлении на предприятия или в учебные заведения.
Совет проводит свои заседания по мере необходимости, не реже одного раза в четверть. На заседаниях обсуждается состояние профориентационной работы, заслушивается информация членов Совета о их работе, о работе родительского комитета, педагога-психолога, школьной библиотеки; об итогах трудоустройства бывших выпускников и другие текущие вопросы, связанные с профориентацией и консультацией учащихся.
Совет ежегодно планирует и организует профориентационную работу в школе среди учащихся и их законных представителей и осуществляет ее на основе плана мероприятий школы.
7. Функциональные обязанности председателя Совета:
- руководство постоянно действующим Советом по профессиональной ориентации на основе инструкций, постановлений, приказов по профориентации, научной и методической литературы;
- обновление состава Совета и представление его в начале каждого учебного года;
- организация контроля за всей профориентационной работой в школе;
- подведение итогов этой работы и на основе ее анализа, планирование дальнейшей работы Совета в конце учебного года;
- организация методического контроля за профориентацией учащихся вне школы;
- осуществление контроля за работой Совета при подведении итогов первичного трудоустройства и направлением выпускников школ в учреждения образования (профессионально-технического и среднего специального образования), на предприятия производственной сферы и сферы обслуживания;
- анализ ежегодных итогов первичного трудоустройства /включая поступление в учебные заведения/ с целью дальнейшего совершенствования системы профориентационной работы в школе.
8. Совет ежегодно планирует и организует профориентационную работу в школе среди учащихся и их законных представителей.
9. Основные задачи Совета:
- организация в школе уголка профориентации и систематическое обновление его материалов;
- регулярное участие членов Совета, учителей, ответственных за профориентацию, в проведении методической работы и распространении передового опыта профориентационной работы в школе;
- организация и проведение для учителей, учащихся и их законных представителей лекций, докладов, бесед, экскурсий, "Дней открытых дверей" и участие в них с целью ознакомления с жизнью предприятий, проф.тех.лицеев, колледжей, ВУЗов;
- организация и проведение общешкольных, совместных с межшкольным УПК, районной службой занятости населения и другими учебными заведениями мероприятий;
- организация регулярного опроса учащихся с целью выявления их профессиональных намерений и их мотивации;
- регулярное проведение анализа состояния текущей профориентационной работы в школе.
10. Совету школы предоставляется право:
- выходить с предложениями в вышестоящие органы образования по вопросам совершенствования профориентационной работы и трудоустройства молодежи;
- принимать решения и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию.
Работа членов Совета по профориентации является частью образовательного процесса школы и осуществляется на общественных началах.
11.Функциональные обязанности членов Совета по профориентации
/В скобках указаны должностные лица, с которыми эта работа координируется. Если скобок нет, то данный вопрос решается единолично/.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ:
- распределение и внедрение в практику работы школы передового опыта профориентационной работы /заместитель директора по воспитательной работе, педагог- психолог, социальный педагог, классные руководители, руководители методических объединений/;
- координация деятельности учителей-предметников /руководители методических объединений/;
- координация деятельности руководителей дополнительного образования /заместитель директора по воспитательной работе/;
- анализ эффективности использования профориентационных возможностей учебных предметов /классные руководители, учителя/;
- планирование профориентационной работы в образовательном процессе /учителя/;
- определение профориентационных возможностей учебных предметов, факультативных занятий /учителя/;
- оценка эффективности профориентационной работы в образовательном процессе /учителя/.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:
- координация профориентационной работы школы и учреждений культуры, детских воспитательных учреждений и общественности /педагог-организатор, социальный педагог, библиотекарь, председатель родительского комитета, педагог- психолог/;
- внедрение в практику работы педагогического коллектива передового опыта профориентационной работы во внеурочное время /педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, руководители методических объединений, воспитатели /;
- координация деятельности лиц, привлеченных к руководству внеклассной профориентационной работой /руководители методических объединений/;
- обсуждение возможностей использования различных форм внеурочной деятельности в профориентационной работе /классные руководители, учителя, председатель родительского комитета/;
- планирование профориентационной работы во внеурочное время /классные руководители, библиотекарь/; профориентационная работа во внеурочное время /классные руководители, учителя/;
- оценка эффективности профориентационной работы во внеурочное время /руководители методических объединений/.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:
- участие в проведении общешкольных профориентационных мероприятий;
- установление деловых отношений с учреждениями дополнительного образования, территориальными центрами профориентации молодежи и другими молодежными службами, профессиональными учебными заведениями в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся;
- участие в работе инициативной группы Совета профориентации;
- содействие совместно с классным руководителем и педагогом-психологом развитию интересов и склонностей детей.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
- проведение работы по изучению и развитию способностей учащихся;
- оказание помощи классным руководителям и социальным педагогам в изучении интересов и склонностей учащихся;
- проведение профориентационных игр; проведение профессиональных консультаций для детей и родителей.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
- глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей через беседы с учителями-предметникам и законными представителями учащихся;
- проведение целенаправленной профориентационной работы по определенной программе во время классных часов, экскурсий на основе изучения личности учащегося;
- проведение работы по профориентации /в тесном контакте с законными представителями учащихся/;
- вовлечение учащихся во все профориентационные мероприятия, проводимые школой и межшкольным учебно-производственным комбинатом.
УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК:
- ознакомление учащихся с профессиями предприятий района (города) в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;
- изучение и развитие интересов, склонностей и способностей каждого учащегося;
- включение профориентационной тематики в оформление учебных кабинетов; проведение на уроках литературы сочинений на тему выбора профессии;
- организация регулярных просмотров научно-популярных кино-видеофильмов, показывающих применение достижений науки в производстве, знакомящих с успехами научно - технической революции.
БИБЛИОТЕКАРЬ ШКОЛЫ:
- систематический подбор литературы в помощь учителям и учащимся по выбору профессии /по годам обучения/;
- изучение читательских интересов учащихся и оказание им помощи в подборе литературы, помогающей в выборе профессии;
- организация книжных выставок и читательских диспутов-конференций на темы выбора профессии;
- оказание помощи заведующему кабинетом (уголком) профориентации в сборе и систематизации методических материалов, справочных данных о потребностях района в кадрах и других вспомогательных материалов для школьного кабинета (уголка) профориентации /фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий и др./