Если ваш ребенок был уличён в воровстве, самое важное – разобраться в причинах его проступка, и только исходя из этого, действовать дальше.
Причины детского воровства
1. Импульсивность, недостаточное развитие волевой сферы ребенка (младший школьный возраст)
2. Неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание.
3. Подражание значимым взрослым; низкий уровень воспитанности, культуры поведения
4. Желание привлечь внимание сверстников, «купить» дружбу.
5. Стремление самоутвердиться (проявление «крутости»); «за компанию»
6. Желание быть не хуже других, зависть
7. Месть
8. Вымогательство
9. Клептомания - психическое заболевание, неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству ( у детей встречается крайне редко)
Общие правила поведения родителей в случае детского воровства
• Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное.
• Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел распорядиться украденным. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно (и нужно обязательно!) понять мотивацию ребенка.
• Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.
• Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.
• Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.
• Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
• Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
• Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично. Не настаивать на демонстративных извинениях.
• По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
• Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
• Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
• Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
ЛОЖЬ– это феномен общения, состоящий в искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна.
Причины детской лжи:
· Страх наказания
· Стремление соответствовать завышенным ожиданиям родителей
· Ложь, как способ получить желаемое (притворные детские болезни)
· Попытка проявить свою независимость от родителей (вранье, как способ повысить собственный статус среди сверстников)
· Подражание лжи взрослых
· «Немотивированная» ложь (фантазирование)
Признаки неправды:
ü Потирает глаза
ü Часто покашливает во время разговора
ü Потирает подбородок или виски
ü Неосознанно прикасается к носу
ü Подергивает мочку уха;
ü Почесывает шею или оттягивает воротник;
ü Если при разговоре с вами школьник держит руки в карманах, вполне вероятно, он пытается от вас что-то скрыть
Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
1. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.
2. Важно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что вы искренне интересуетесь его школьными делами, заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
4. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
5. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
6. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, прежде всегозадумайтесь над линией собственного поведения.
7. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
8. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробности с ребенком.
9. В школе ваш ребенок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя. Замечайте его успехи, не скупитесь на похвалу, ведь как утверждают мудрые -
«Справедливая похвала нужна детям, как солнечное сияние цветам».
Первая любовь в жизни наших детей
Родителям важно знать:
· Настоящая любовь в подростковом возрасте встречается крайне редко, поскольку физиологическое взросление наступает быстрее интеллектуального. Чаще у подростков случается влюбленность или увлечение.
· Влюбленность в школьном возрасте носит массовый, быстро распространяющийся характер. Особенно часто это явление достигает своего пика весной.
· Для подростков личные переживания часто важнее объекта привязанности. Их привлекают не столько представители противоположного пола сами по себе, сколько свои новые, волнующие ощущения от общения с ними.
Профессиональное самоопределение
Помощь родителей в профессиональном самоопределении подростка
Вместе, но не вместо
Вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-м классе. Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера.
Особенности воспитания ребенка в неполной семье
Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.
Тревожность – индивидуально-психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые к этому не располагают
Школьная тревожность – волнение, повышенное беспокойство ребенка в учебных ситуациях, в классе, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников
Тревожность проявляется в повышенном напряжении, неуверенности в себе, боязни всего нового, чувствительности к оценкам окружающих, снижении результативности деятельности в ответственных ситуациях.
Тревожность может проявляться и соматическими проблемами, такими, как боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, поверхностное дыхание.
Причины высокого уровня тревожности:
· Личностная, биологически обусловленная предрасположенность
· Отношения с учителем
· Проблемы взаимоотношений в классе
· Семейная обстановка:
O суицидальном поведении подростка
Родителям о суицидальном поведении подростка
«Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию»
Ш. Бронте
Суицидальное поведение – это намерения и действия человека, направленные на лишение себя жизни, т.е. самоубийство. Проблема суицидального поведения несовершеннолетних особенно обострилась за последние годы. Так за первые 3 месяца текущего года в Минской области совершили завершенный суицид четверо ребят. В банке данных суицидально ориентированных несовершеннолетних Борисовского района состоит 17 учащихся – это ребята, которые совершили попытку суицида и состоят на учете у психоневролога. Т.е. это официальная статистика, а неофициальная, как правило, в несколько раз больше. Как не печально, но и у нас в школе есть несколько таких ребят. Это беда, которую мы можем предотвратить только совместными усилиями.
Главный вопрос: почему молодые люди добровольно расстаются с жизнью
Дисциплина с любовью
1. Обсудите вместе с детьми, каковы будут ответные меры на их плохое поведение, т.е. договоритесь о последующих мерах наказания. Всегда придерживайтесь этого уговора.
2. Выделите стул или тихий угол в доме для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно всяких интересных вещей, с которыми можно поразвлечься во время наказания.