Описание структуры и содержания внедряемой
инновационной модели
В модели выделено 3 основных блока.
- Концептуально-целевой блок.
Модель, положенная в основу инновационного проекта, сформирована на основе нескольких концептуальных подходов к изучению проблем нравственного развития личности обучающегося в современном образовательном пространстве.
Аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания.
Личностно-ориентированный подход подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве. Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Деятельностный подход, основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности.
Системный подход, при котором образование и воспитание с позиции системного подхода рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимыми к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре. Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание системы как: 1) целостного образования; 2) совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; 3) организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство.
Основные принципы деятельности – развития, непрерывности, преемственности, доступности, самоорганизации, самоуправления.
В модели выделены составляющие процесса нравственного развития, предполагающего усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
- Содержательно-деятельностный блок
Предложен объединенный единым замыслом комплекс социально-ориентированных мероприятий, направленных на решение основных задач инновационной деятельности.
Его новизна состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса создан региональный социокультурный кластер по взаимодействию учреждения образования с учреждениями дошкольного, среднего специального, дополнительного образования, учреждениями культуры, расположенными в микрорайоне школы, а также социальными партнёрами по нравственному развитию личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) данных учреждений и организаций позволит более эффективно осуществлять процесс нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве (Рис 1).
Кластер повышает устойчивость системы и ее производительность.
Деятельность по реализации инновационного проекта организована с учетом преемственности в системе «дошкольное образование – общее среднее образование – среднее специальное образование».
Реализация кластера осуществляется координационным советом на основании планов совместной работы по реализации инновационного проекта между государственным учреждением образования «Учебно-педагогический комплекс Бакштовский детский сад – средняя школа» и православным приходом, договора о социальном партнерстве с УК «Отдел культурно-массовой и просветительской работы» д.Бакшты, отделом религиозного образования и катехизации Лидской епархии, а также с учреждениями дополнительного образования отдела образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома.
С целью координации деятельности в рамках регионального социокультурного кластера создан координационный совет, в состав которого входят руководители вышеперечисленных учреждений и организаций, а также творческая группа из числа педагогов и работников данных учреждений.
Субъекты образовательного процесса обеспечивают эффективность реализации факультативного курса «Основы православной культуры» и других программ духовно-нравственного воспитания на православных традициях и ценностях белорусского народа, что приведет к повышению уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа.
Формы, методы и приемы работы:
- обмен опытом в рамках совместных семинаров, конференций;
- участие педагогических работников в методической работе;
-расширение спектра дополнительных образовательных услуг, повышение их качества;
- мастер-классы.
Организация нравственного развития личности обучающегося в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа осуществляется через:
- проектную деятельность детей и взрослых;
- включение обучающихся в краеведческую работу, направленную на изучение родного края;
- актуализацию нравственных ценностей в образовательной деятельности;
Деятельность организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Содержание работы на 1-й ступени общего среднего образования реализуется через систему внеурочных занятий, которая поможет:
- учить налаживать дружеские отношения, проявлять миролюбивое отношение друг к другу, прощать и просить прощение;
- развивать умения строить свои отношения со сверстниками и окружающими людьми в соответствии с нравственными правилами и нормами;
- воспитывать почитание родителей, любовь ко всем членам семьи, желание вносить свой вклад в общий труд на благо семьи;
- знакомить с православными праздниками, святыми, святынями, традициями белорусского народа.
Содержание работы на 2-й ступени общего среднего образования реализуется через систему внеурочных занятий, которые помогут:
- развивать самосознание и самооценку учащихся, стремление к самосовершенствованию в соответствии с нравственными нормами и правилами;
- углублять представления о православной Беларуси, о национальных святынях, традициях и ценностях белорусского народа;
- изучать культурное наследие народов мира;
- формировать духовно–нравственные ценности, толерантное отношение к людям других национальностей.
Содержание работы на 3-й ступени общего среднего образования реализуется через систему внеурочных занятий, которые помогут:
- формировать мировоззренческую позицию учащихся на основе знания фундаментальных нравственных законов и норм;
- воспитывать толерантное отношение к культуре, ценностям и традициям других народов и культур;
- формировать умение противостоять негативному влиянию субкультур и деструктивных группировок.
Работа направлена на воспитание учащегося как гражданина Республики Беларусь, как представителя своего народа, пропагандирующего православные традиции.
В системе работы, содействующей нравственному развитию учащихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, реализовываются программы факультативных курсов и объединений по интересам «Основы православной культуры», внеклассные воспитательные мероприятия, организуется поисково-исследовательская, экскурсионной деятельность, паломнические поездки, посещение музеев, театров, выставок, знакомство с произведениями прикладного искусства.
В учреждении культуры «Отдел культурно-массовой и просветительской работы» д.Бакшты в течение календарного года проводятся православные праздники, фестивали народной культуры и другие мероприятия. Совместная деятельность детей и взрослых по подготовке и проведению подобных мероприятий, способствуя решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважение, взаимопомощь, имеет конечной целью сплачивание населения деревни.
Авторитет родителей, устойчивость их представлений, этических ценностей оказывают не менее сильное воздействие на личность ребенка, чем информационное Интернет-пространство или телевидение. Родители и дети, активно участвуют в деятельности, оценивают эффективность организации обучения и воспитания в рамках кластера, способствуют позитивной коррекции содержания мероприятий и практической деятельности субъектов социально – педагогического партнёрства.
Законные представители учащихся, организуя и принимая участие в тематических вечерах, праздниках, экскурсиях на места работы родителей, паломнических поездках, выставках документов домашнего архива, фотосессиях, в работе семейных клубов содействуют нравственному развитию учащихся, формированию системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.
Главным элементом воспитательной деятельности является методическая подготовка педагогов, так как именно они являются теми индукторами, которые передают учащимся информацию, целью которой станет формирование подрастающего поколения как патриотов своего Отечества, нравственно здоровых личностей с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей свои особенностями мышления, характера и поведения.
Внедрение модели нравственного развития личности обучающегося в современном образовательном пространстве создаст основу для формирования позитивного восприятия духовно-нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа и позитивного образа культуры иных народов, содействует консолидации общества.
- Результативно-коррекционный блок
Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников инновации, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) по предложенным ниже критериям позволит достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности.